Жилой массив Тополь — это «южные ворота» города со стороны Запорожского шоссе. Один из крупнейших жилых массивов, «город в городе» и инфраструктурный центр южной части Днепра. Откуда взялось название достоверно не известно, но архитекторы считают, что назвали массив в честь местных рощ тополей — символа украинской народной поэзии.
До Второй мировой войны южной границей Днепропетровска был район Подстанции, где стояли только одинокие частные дома и водонапорная башня. Из-за бурного развития советской промышленности в конце 60-х годов Днепропетровск начал расти от центра по всем направлениям. Расширение южной части было за Тополями. Формирование жилого массива вдоль Запорожского шоссе началось в 1973 году и продолжилось по частям: так появилось разделение на Тополь-1, Тополь-2 и Тополь-3. К концу 70-х Тополь стал «городом в городе» с населением около 20 тысяч человек. В 1981 году количество жителей увеличилось более чем в два раза — до 52 тысяч человек. Но за ударными темпами строительства не поспевала инфраструктура и благоустройство — не хватало детских садов, школ, торговых точек и устройства придомового пространства. С развалом Советского союза реализация грандиозных планов строительства Тополей закончилась. За период 90-х можно отметить только открытие кинотеатра «Сич» в 1994 году.
Квартиры в домах нового жилого массива получали все в порядке очереди: и военные, и учителя, и работники предприятий. После распада союза цены на квадратные метры стали привлекать семьи с маленькими детьми.
Самое активное движение на Тополях утром, когда все собираются на учебу и работу. Днем можно встретить только пожилых людей и молодых мам с колясками на детских площадках. На выходных местные уезжают прогуляться в центр, в то время как люди с других районов приезжают в «Эпицентр» за товарами для дома или в METRO за продуктами.
Летом жители нижних этажей часто слышат музыку и песни, которые доносятся с лавочек возле дома. Тополя-1 и -2 окружает цепочка гаражных кооперативов, где до сих пор не только ремонтируют автомобили, но и стучат воблой по табуретке, запивая ее разливным пивом.
Архитектура Тополя — это типовая многоэтажная застройка 70-х и 80-х годов. Дома высотой 9-16 этажей построены из сборных железобетонных элементов или со стенами из белого силикатного кирпича, иногда облицованных разноцветной плиткой.
Визитной карточкой Тополя можно считать красно-белые дома первого массива вдоль Запорожского шоссе. По ту сторону шоссе преобладают промплощадки, складские помещения и объекты инфраструктуры высотой в пару этажей.
Спешка при строительстве в угоду перевыполнения плана сказалась на качестве инфраструктуры и коммуникаций. Дома массива построены на проблемных грунтах, что совместно с низким качеством водопроводных коммуникаций и ливневых систем привело к масштабным оползням в конце 90-х годов.
Большая плотность населения массива способствовала развитию инфраструктуры: открылись супермаркеты, небольшие продуктовые магазины, рынок, гипермаркет METRO. Магазины, супермаркет и сервисные услуги расположены в торговом центре «Терра», а купить все для дома, дачи и ремонта можно в огромном «Эпицентре». Также в 5 минутах езды на авто расположен ТРЦ «Дафи», где есть большой супермаркет, магазины одежды, детский центр и лучший кинотеатр в городе — Multiplex IMAX. Молодым семьям нравится близкое расположение школ и детских садиков.
Тополь-3 — это тупик маршруток, поэтому можно доехать в разные уголки города без пересадок. До аэропорта с Тополя-3 ехать 10 минут на авто. Владельцев автомобилей может порадовать достаточное количество автосервисов, шиномонтаж, возможность купить или арендовать гараж в ближайших кооперативах.
На Тополе нет достопримечательностей, ресторанов, баров и мест для досуга. В округе нет парков, поэтому местные жители ездят гулять в парк Шевченко, на набережную или в центр, что не близко. Некоторые гуляют и устраивают пикники в Тоннельной балке или в зеленой зоне на юго-западе от Тополя-2.
Из-за большой плотности населения в час пик транспорт перегружен: проехав от Тополя-3 до Тополя-1 маршрутка будет уже полная. Гаражей на всех не хватает и цена на них достигает 150 тыс. грн., поэтому во дворах встречаются стихийные парковки. Состояние придомовой территории на всем Тополе оставляет желать лучшего.